Πέμπτη, 25 Οκτωβρίου 2012

Никос Сидиропулос


 
Никос Сидиропулос. Россия. Москва.

Νίκος Σιδηρόπουλος.Ρωσία. Μόσχα.

Не проведение всегреческого Сбора, посвященного 20-летию исторического съезда в Геленджике, стало констатаций нашей моральной и идеологической не готовности к этой встрече.  Не встреча 20 лет спустя, как бы парадоксально это не звучало, стала еще одной оценкой выдающегося масштаба того Всегреческого Сбора от 29-31 марта 1991 года.
Главным историческим событием для греческой диаспоры Советского Союза и постсоветского пространства стал, в этой оценке нет ни малейшего преувеличения, состоявшийся 29-31 марта 1991 года Первый Учредительный съезд греков СССР.

20 лет назад в причерноморском Геленджике состоялось историческое событие в жизни греков Советского Союза – Первый Учредительный съезд греков СССР.

На греческий форум, состоявшийся 29-31 марта 1991 года, со всех концов Советского Союза было избрано от греческих обществ и «греческих территорий» 244 делегата.

Сотни гостей съезда: представители местной, региональной и союзной власти, духовенства, греческие гости со всего мира. Любой наш соотечественник, не облаченный мандатом делегата Первого съезда мог придти в Дворец культуры в Геленджике и, таким образом, стать очевидцем этого великого события.

Делегат Первого съезда ветеран нашего движения Константин Шотиди.

Константин Шотиди. Узнаваемое и, что немаловажно, уважаемое лицо в греческом национально-культурном движении. Уроженец Батуми. Выпускник нефтехимического института им. Губкина. Профессор этого известного российского вуза (Университета).

Стоял у истоков создания Московского общества греков. Член его первого Президиума.

Заместитель председателя Московского общества греков (1992-1995), Председатель МОГ (1995-2005), заместитель председателя АГООР (1997-2002). Выступления на греческих форумах руководителя московской греческой диаспоры всегда ожидались и выслушивались с большим вниманием его соотечественниками, греческим председательским корпусом, потому как отличались всегда своей взвешенностью и доскональным знанием предмета, никогда не были разговором, фигурами речи ни о чем.

Руководитель Московского общества греков (1995-2005) профессор Константин Шотиди пользовался уважением у своих коллег руководителей национальных диаспор в Москве, избирался ими в руководящие органы Совета национальных диаспор.

Пользовался авторитетом в кругах московского политического истеблишмента.

Только почему в прошедшем времени? Пользуется! Несмотря на то, что уже 7 лет он не является руководителем Московского общества греков, двери в московских властных кабинетах для этого человека всегда открыты. Наверняка и потому, что для их обитателей представления, почерпнутые ими из умных книг, каким должен быть грек, подтверждались в абсолютном порядке в ходе общения с К.Х. Шотиди.

Грек должен быть по своей природе умным, просвещенным, культурным человеком!

 

Погружаясь мыслями в греческий съезд марта 1991 года.

29-31 марта 1991 года. Советский Союз. Геленджик.

Первый Учредительный съезд греков Советского Союза.

Три съездовских дня. Все, что им предшествовало. Атмосфера в зале съезда и в его кулуарах. Наиболее яркие и запоминающиеся моменты. …Как это было.

…Минуло 20 лет. Достаточное время, чтобы вновь окунуться своей памятью в эти три съездовских дня 29-31 марта 1991 года и дать этому событию свои оценки, лишенные пристрастности «близкого расстояния», его эмоциональной довлеющей составляющей.

- Константин Харлампиевич! Со времени исторического съезда в Геленджике минуло 20 лет. Вы разделяете данную оценку 1-го съезда греков СССР в Геленджике?   

- Да, безусловно, разделяю. Съезд в Геленджике стал историческим событием для греков Советского Союза. Спустя 20 лет, достаточное время для «отделения зерен от плевел», данная высокая оценка Первому греческому съезду лично у меня не претерпела курса на девальвацию. …Хотя я буду одним из немногих участников этого съезда, который с вами поделится не только позитивными впечатлениями о нем, но и горькими констатациями.

- Не будем, уважаемый соотечественник, в угоду «юбилейному  жанру», пусть и в малой степени, уклоняться от истины.  …Истина превыше всего.

- ….Что такое истина? Вечный вопрос. Трезво отношусь к собственной персоне – при всем уважении к себе не могу называть себя носителем истины.

Истина – это Высший Разум, Господь Бог.

Я же в своих воспоминаниях о съезде и оценках «20 лет спустя» буду предельно искренен. Допускаю, что не все из нескольких сотен делегатов Первого греческого съезда разделят некоторые из моих оценок, происходящих на нем событий. Но ведь, согласитесь, в разговоре о нашем народе, главное – это правда, искренность, любовь к нему. Я не в том возрасте, когда мельтешат, «расшаркиваются», суетятся, рефлексируют и «заикаются».

- На этом историческом съезде вы были в составе московской делегации, которой Оргкомитетом съезда было выделено 11 делегатских мест.

- Некоторые из числа одиннадцати московских делегатов получили мандат по статусу членов Организационного комитета. Игорь Мавроматис. Георгий Меланифиди. Христофор Триандафилов. Харлампий Политидис. …Тот же Игорь Георгиевич Мавроматис стоял у истоков нашего движения, был активным участником предсъездовских подготовительных конференций и…тем единственным человеком, который в знак протеста на съезде в Геленджике вернул свой делегатский мандат в Президиум съезда. …Этот его демарш, кажется, поддержал ваш коллега, светлая ему память, Дмитрий Ефимович Хачхарджи.

- … «Страсти по Матвею», выходит, кипели и на Первом съезде в Геленджике.

- И это, уважаемый соотечественник, нормально! Вы взялись за очень важное и непростое дело – вернуть к памяти наших соотечественников, их вниманию все перипетии работы Первого съезда в Геленджике. Съезд этот, повторяюсь, был событием огромной важности для греков СССР и во многом он оправдал их ожидания – чаяния нашего народа.

- В Обращении съезда к соотечественникам было так и сказано:

«…Мы выполняем чаяния нашего народа».

- Все именно так и было! …Знаю вас, как журналиста независимого, свободного от «руководящих пожеланий» и, тем не менее,  прошу именно во имя этого великого события не уходить «от курса Правды» о нем. …Впрочем, обо всем по порядку.

- К истинам, почему ветераном нашего движения было принято «негативное» решение и о других вопросах, на которые у вас своя, не совпадающая с мнением «большинства»,  точка зрения, вернемся в заключительной части нашего разговора. …Вы разделяете точку зрения той части наших соотечественников, ветеранов греческого движения, что в последующие 20 лет ничего более знакового и значимого, судьбоносного в нашем движении не происходило? …Вот, получается, какая золотая  олимпийская высота планки у 1-го Учредительного Греческого съезда 1991 года!

- Как и многие участники этого съезда, спустя 20 лет после завершения его работы, могу утверждать, что за последующие 20 лет ничего подобного у нас и близко не было.

- …Причины подобной безрадостной констатации.

- Причины до тошноты банальны. На смену идеям в нашем движении пришли сшибки амбиций, политиканство, распри, извлечение выгоды. …Утверждал 15, 10 лет назад и придерживаюсь этого мнения сейчас – если в греческой общественной деятельности  исчезнет «выгода», то большой части наших «профессиональных патриотов» в нем не будет через каких-то «5 минут». …Это, болезнь корысти, согласитесь, и есть бич нашего движения – его раковая опухоль. Как с этим бороться? Спрашивать с себя и людей по самому высокому спросу, «по делам каждому пусть воздастся», убрать из наших греческих патриотических взаимоотношений фальшь, «чинопочитание» - называть все вещи их подлинными именами. …На историческом Первом Учредительном съезде греков СССР от 29-31 марта 1991 года в наших помыслах царила чистота и искренность. Или, как минимум, они там доминировали. При «разных» моментах, которые на этом греческом форуме еще пока робко, но уже начинали пускать свои ростки: «протекционизм» и т.п.

- …Первому съезду в Геленджике предшествовали Московская конференция 1989 года, Фестиваль греческой культуры октября 1990 года, организованный и проведенный Московским обществом греков.

- Конференция 1989 года, при всей очевидной важности этого события, завершилась декларацией о намерениях, которым так и не дано было оформиться в форме, имеющих юридическую силу, документов. Занимался этим, был главным организатором московской конференции 15-16 июля 1989 года мой земляк батумец педагог-новатор Николай Ареопуло – греческий патриот, человек незаурядного ума, неуемной «атомной» энергетики. Он является одним из главных творцов исторического съезда в Геленджике.

 …Что касается Фестиваля культуры греков Советского Союза, октябрь 1990 года, то напомню, что его организатором было Московское общество греков. За проведенный Обществом фестиваль культуры греков Советского Союза, оно, вместо благодарности, «огребло по полной». …Московская делегация еще на подготовительных конференциях, предшествующих съезду в Геленджике, подвергалась обструкции со стороны отдельных наших видных деятелей, которые не смогли простить Московскому обществу греков такой самостоятельности. Причины подобного обхождения с нами были завуалированы в благородное негодование по поводу имеющих быть на фестивале недостатков, но, на самом деле, объясняю это банальной завистью, так как на первых ролях здесь оказались не «эти», а «те». Считал так 20 лет назад, придерживаюсь этого же мнения и сегодня.

…Вы внимательно прочитали стенографический отчет съезда. Обратили внимание, что решением съезда 1-й председатель МОГ Георгий Трапезников был исключен из движения – результат работы «страстоборцев», за которой вижу и сейчас лишь их уязвленное самолюбие. …На светлом радостном фоне впечатлений от съезда запомнились возгласы «распни», клеймо «пир во время чумы» в адрес руководителя нашего Общества, демарш Игоря Георгиевича Мавроматиса, “забытого” по непонятной для меня и сейчас причине своими вчерашними соратниками.  …Первые «метаморфозы» на тогдашнем, еще светлом, как святое причастие, нашем греческом полотне. Работает Бог, но и Лукавый все эти годы зря время не терял. Плоды его трудов, оглянемся вокруг, дают рекордные «урожаи».

Сколько же мне  еще предстояло быть свидетелем перерождений наших деятелей, превращения их из «якобинцев» в «жирондистов» и, далее, апологетов «бонапартизма».

 

- Главными вопросами на Первом съезде был вопрос о Реабилитации греков Советского Союза, ставших невинными жертвами сталинских репрессий.

 …Вопрос о Греческой Автономии. …Об отношении к репатриации (эмиграции).

- Эти вопросы, привнесенные нам из трагической истории греков Советского Союза полувековой давности и реалий, сложившихся годом ранее, владели, на самом деле, умами наших соотечественников. …Осмысление нашей недавней истории, ее трагических страниц. Отношение к репатриации в Грецию, которая начала приобретать формы «бегства», стала «великой идеей» для десятков тысяч греков Советского Союза.

…Автономия – это, в реалиях того времени, на мой взгляд, была утопическая идея.

Помню резкий демарш по этому вопросу философа профессора Феохария Кессиди, который являл нам живой пример, как надо реагировать на глупость, прожектерство, человеческие пороки. Его определение кому-либо «дурак» было сродни смертному приговору. Давать им, прожектерам и «дуракам», всем миром «по физиономии», не позволять им к себе приближаться на пушечное и близкое расстояние. Признаюсь, не всегда внутренне был с ним согласен, понимая, при этом, что нахожусь рядом с мудрым человеком. …Жизнь доказала, что он, наш патриарх Мысли, во всем оказался прав.

…Нам и сейчас необходимо слушать наших патриархов. Того же великого ученого археолога Виктора Сарианиди. Был с вами у него в гостях в его скромном жилище, в котором, вспомним изречение нашего великого античного соотечественника, «обитают боги», которые, как известно, не каждого отмечают «поцелуем в лоб». Кого, положите руку на сердце, из наших греческих сильных мира сего, интересует, как он живет, его мысли о нашем греческом мироздании, необходима ли ему наша помощь? Ведь таких подлинных наших глыб, не «дутых», мифологизированных, у нас всего-то раз-два и обчелся. Легендарный археолог Виктор Сарианиди, великий ученый химик ваш земляк Георгий Ксандопуло. Востребовано ли их слово сегодняшними руководителями греческого мира России и постсоветского пространства? Нет. О причинах догадываюсь.   

…Возвращаюсь в 1991 год. Предсъездовские и после съездовские ожидания, эйфория, вера в скорые перемены у наших людей. Тогда необходимо было в кратчайшие сроки мобилизовать весь имеющийся в те годы наш греческий организационный ресурс, близость к власти тогда нашего лидера Гавриила Попова, чтобы в течение 1991-1992 гг. решить эти и многие другие вопросы. Того же обретения Греческого дома в Москве.

- Почему, поделитесь вашим мнением, половине из 13 народов, подвергшихся сталинским «именным» репрессиям и депортациям, удалось реабилитироваться в глазах истории – добиться выхода отдельного президентского Указа по ним, но греки России в их числе не были?

- Все должно было подчинено этой святой задаче. К ее решению должны были быть привлечены историки, юристы, политики. Весь наш греческий интеллектуально-организационный ресурс. Тем, кому это удалось, были одной командой. Мы не были.

Весь наш, существующий в 1990-х годах, греческий интеллектуально-организационный ресурс. …Вместо этого, помню прекрасно, в нашем греческом социуме доминировали настроения, что вот  «барин» (Г.Х.Попов) «приедет» и все вопросы сразу порешает. …Возвращаясь к греческой Автономии в границах исторического греческого Автономного района (1930-1939 гг.) в Краснодарском крае. Данный вопрос стал одним из главнейших «вопросом вопросов» исторического съезда в Геленджике, ставший одной из программных «великих идей» нашего движения. …Время летело с космической скоростью. Страна разваливалась, мы же в то время за «5 минут» до катастрофы, не допускали мысли об этом. Создавшиеся греческие институции не успевали за временем.

- Это была величайшая идея, которой, как и указу о реабилитации, необходимо было подчинить весь наш потенциал, все 24 часа в сутках. Мы все «проморгали», прошли мимо своего права на будущее. Греческая автономия – это совершенно иной статус у нашего народа на всех властных уровнях! Иные представительство, статус во всем.

- Полностью согласен с вашими определениями. …Мы не успевали за временем. Это наша беда и, одновременно, вина. …Были неправильно выстроены главные приоритеты.

 

- …О наших контактах с представительствами Греции. Немало нервов потрепал нашим соотечественникам бардак в первой половине 1990-х годов у греческого консульства в Москве на Станиславского. Полный бардак. Бесправие наших людей.

- …Цивилизованной работы консульства Греции в Москве нам пришлось ждать долго.

Отношение к нашим соотечественникам, оформляющим документы на постоянное место жительства со стороны работников консульства, полицейских, как к людям второго сорта.

 Отношусь к тогдашнему консулу господину Гарилидису с большим уважением, но, тем не менее, факты упрямая вещь, МИДу Греции и консульству в Москве не удалось наладить работу, придать цивилизованную форму оформлению документов на ПМЖ грекам из Советского Союза и, далее, из постсоветского пространства. …Проблема эта решалась предельно просто. Консульству необходимо было выделить необходимые для эффективной работы площади, увеличить кратно свой штатный персонал, организовать свою работу по примеру, в частности, немецких коллег (немецкий вариант репатриации) – со сдачей экзаменов по языку и знанию законов обретаемой греческой родины.

- Тогда было принято, казалось бы, правильное решение – передать посреднические функции в этом вопросе Объединению «Понтос», греческим обществам.

- Это, как вы сказали, правильное решение и стало во многом червивым «яблоком раздора», могильщиком движения - тем искушением, «данайским даром», на котором «поскользнулись» многие наши деятели, потерявшие свою репутацию на этом важном направлении «служения нашему народу». Мало кто, поверьте мне, прошел проверку искушения лукавым. Если в общественном движении начинают доминировать те, кто поставил себе целью наживу на деньгах «народных и церковных», то это, как правило, приводит к одному результату – такие «председатели» и «вожди» остаются без своего народа, с которым у них пути расходятся в диаметрально противоположные стороны.

- …Вернемся к Первому съезду. На нем, как вы считаете, присутствовали весь тогдашний греческий «патриотический потенциал»? …Главные причины отсутствия на съезде многих других? Они, отсутствующие, в отличие от сотен делегатов и гостей съезда, так и не осознали всю важность события в Геленджике?

- Давайте говорить правду! Абсолютному числу из этих «многих» не хватило только то, что им было не до съезда, они были погружены в свой «местечковый мир»: карьера, бизнес. Им не хватило греческого гражданского мужества, подлинного патриотизма!

Тогда, в 1990-1991 годах, поймите это, участие в греческом национально-культурном движении было сопряжено с различными «рисками». …Среди тех, кого не было в Геленджике, были и те, кто в силу объективных причин, и такое могло быть, не знал о проведении съезда. …Кто не был избран в своих обществах делегатом и не посчитал для себя необходимым приехать в качестве гостя. Это, поверьте мне, им стоило сделать!

- …В числе делегатов съезда, будем правдивыми, не оказалось тех, для кого репатриация в Грецию стала их самой великой греческой идеей! Ваш покорный слуга узнал о геленджикском съезде и, ранее, о фестивале культуры советских греков в греческой  столице. Репатриация, согласитесь, перекрыла «кислород» многим нашим планам. Многие в то время решали для себя вопрос в разных «редакциях», по месту проживания или уже на греческом «опытном полигоне», «уезжать или оставаться».

-- …Репатриация, события сегодняшнего дня это ярко демонстрируют, была не самая умная идея. Но тогда в 1990-1992 годах она начала приобретать форму бегства, которое усугубил развал Советского Союза. Необходима была репатриация на наши исконные исторические греческие территории: российское черноморское побережье, Крым. Понт Эвксинский! Мы отправились не туда, куда следовало! И этот важный вопрос вопросов должны были решать наши тогдашние вожди совместно с политическим руководством СССР (России) и Греции. Из 200тысяч греков, покинувших пределы Советского Союза, России, постсоветского пространства, вспоминаю слова нашего тогдашнего руководителя Г.Х.Попова, они были им сказаны в разговоре-интервью с вами, только 50 тысячам имело смысл отправляться на нашу историческую родину. Все остальные должны были переселиться, этим должно было денно и нощно заниматься наше руководство, на территорию нашего российского Понта Эвксинского.  Для России и, в частности, для данной территории мощное присутствие греческого элемента всегда было во благо!  

 

- …На съезде в Геленджике были сформированы греческие структуры.

Национальный Совет. Палата Объединения (наше «греческое правительство»). Харизматичные лидеры. Греческий премьер крупный строительный руководитель Яков Мацукатов. …Руководителем Национального Совета был избран тогдашний мэр Москвы, влиятельный в те годы политик Гавриил Попов. Первым заместителем председателя Национального Совета был избран Михаил Саввиди, которому, собственно, и  принадлежит во многом заслуга блестящей организации съезда. Ему и его соратникам - нашим соотечественникам геленджичанам. Триумвират, на ваш взгляд, является оптимальной формой руководства Греческим миром?

- …Была бы оптимальной, если бы у Гавриила Харитоновича было время заниматься движением, поддерживать контакты с насколько можно возможным  большим числом наших соотечественников. Триумвират, на деле, обернулся «тандемом» – перманентные сшибки гипертрофированно честолюбивых премьера и вице-президента. …Было так же и сделано немало. …Было бы сделано гораздо больше, если бы не надвигающийся развал Советского Союза, эмиграция, субъективные «отсечения» нашего лидера от его «паствы».

Начали образовываться суверенные федерации. Из движения стали уходить идеи и люди.

- Самолюбия, амбиций, честолюбия, порой, в гипертрофированных «дозах», в греках всегда было с избытком. Каждый грек – это капитан и президент в одном разливе!

- Поймите, амбиции и честолюбие необходимо огранивать и эксплуатировать их в содержательную полезную для движения составляющую. Но когда они выползают из каждого «утюга» - этому явлению нашей греческой «детской болезни левизны» необходимо было моментально «прописывать» соответствующие «микстуры». 

…Неумение радикально излечиваться от подобных «хворей» наших союзных вождей, в результате, привело к завершению «республиканского» периода в нашем движении и приходом к руководству в нем, терминология французской революции, «директории».

- Профессор нефтехимик Константин Шотиди, оказывается, неплохо владеет предметом «Французская революция 1789-1793 гг.». …Точка отсчета поворота в нашем от девиза «Свобода, равенство и братство» к «Термидору» и «18 брюмера».

- К счастью, круг моих жизненных интересов не замыкался только на профессии.

… Французская революция 1789 года – это и пример, глоток свободы для Греческой революции 1821 года. …Хочу сказать, что греки, благодаря своему свободолюбию,  являются сторонниками «республиканского строя», но не «директорий», «царизма», «наследственных монархий». …История нашего движения – это синусоида «глотков» обжигающей свободы и «погружения в дрему». …Когда я понял окончательно, что в нашем движении наступили «иные времена», когда работают с теми, кто удобен, то сразу же по собственной инициативе подал в отставку с поста заместителя руководителя Объединения. …Это было в 2002 году на Анапской конференции Объединения.

…Наше движение не может по «наследству» передаваться детям, что мы видим сегодня «во многих городах и весях» - оно не может быть кем-либо приватизировано, кому-то передано «по дружбе» и наследству. …Мы подошли к той опасной черте, которая означает наше нахождение в тупике – это самое парламентское сему определение. …Нашему движению необходимые вливания свежей крови, новые лица, новые идеи.  

- …Как вы считаете, Первый съезд греков Советского Союза является тем событием, 20-летие со времени проведения которого должно побудить всех нас собраться. Быть может, это последний шанс, чтобы всем вместе попытаться найти выход из тупика.

- Несмотря на имеющиеся у меня, члена московской делегации на Первом съезде греков СССР, «персональные» несогласия с отдельными моментами «ату его!», не будем лицемерно все спустя 20 лет красить одним «глянцем», на этом съезде, повторяю, что это было величайшее мгновение в нашей, греков постсоветского пространства, истории. Не замечать даты 20-летия съезда, по меньшей мере, глупо, вредно, и, наконец, неприлично.

 

Кто это делает, не «замечает» Первого съезда, вот вам сказ убеленного сединой грека, ветерана нашего движения, профессора Костаса Шотидиса - совершает недостойное деяние. Полагаю, у него есть моральное право на такое суждение.

…История греческого национально-культурного движения в Советском Союзе начиналась в 1970-х годах, времени нашего робкого, медленного избавления от страхов младотурецкого геноцида и сталинских репрессий, когда в умах греков стали пускать корни идеи национального самосознания, приобщения всех нас к одной Общей истории Греческой нации. Конец 1980-х – начало 1990-х – пик, высшая точка нашего движения, когда, извиняюсь за подобные определения, за подлость давали «сдачу», били по «морде».

Сейчас никто никого по «морде» не бьет. Все жмут друг другу руку, улыбаются. Рука подается всем, как «рукопожатным» персонам grata, так и «нерукопожатным» non grata.

- …Сбор, посвященный 20-летию съезду в Геленджике, это, вовсе, не повод для очередного праздного «юбилейного» застолья.

- Это последняя попытка вдохнуть жизнь в наше движение. Мы все на этом греческом Сборе должны покаяться. Вчерашние и сегодняшние руководители движения. Только покаяние, дорога правды нас спасет. Вернем в наше движение дела и братскую чистую атмосферу Первого съезда и изгоним из нашего греческого храма «бесов», «торговцев в храме»: лесть и лицемерие, очковтирательство (вранье) и ничегонеделание, «подмены»…

 

В заключение нашего разговора говорим о том, что, как говорится, «наболело».

О положении вещей в нашей греческой отчизне, о будущем нашего народа в России.

- Ваше мнение о том бедственном положении, в котором последние годы оказалась наша греческая родина. Почему все это произошло с нашей греческой родиной?

- Греческий кризис – это кризис существующей политической системы, в которой «партийные» интересы оказались выше национальных. Коррупция, разбухший до космических размеров класс бюрократов. Более 1, 5 миллиона иммигрантов, которые сегодня для страны становятся неподъемным грузом. …Грецию трясет уже два года.  

Ответственность политических элит. У сегодняшних традиционных правящих после свержения хунты страной нет никакого морального права далее в этом «упражняться». Необходимо очистить греческие политические «авгиевые конюшни». Очиститься от «жуликов» и политической шантрапы. Являюсь неисправимым оптимистом. Верю в мудрость греческого народа. …Членство в Европейском Союзе подкосило греческую экономику, производство. Идея Европейского Союза – это не общий комфортабельный дом для всех его «27 жителей», а только для двоих: Германии и Франции. Нынешние творцы проекта Европейского дома исказили и предали идеалы тех, кто в его фундамент и надстройку положил девиз: «Свобода, равенство и братство».

Вот вам, так сказать,  европейские «термидор» и «18 брюмера».

 

- Историческое полотно «Падение Византии», вспомнился фильм настоятеля Сретенского монастыря о. Тихона (Шевкунова), не напоминает вам сегодняшние современные аналогии. Современную греческую трагедию, Россию…

- …Погубить Россию могут только сами россияне. До сих пор в России ищут внешнего врага, «мировую закулису», обвиняя их во всех бедах, а сами ждут, когда за них все сделает Запад, Восток или какой-то правитель. …О фильме «Падение Византии». К православию фильм не имеет отношения, он политический. Да и с выводами я не согласен. Византию погубил не Запад, а собственные грехи. …Грецию погубили не те «союзники», нам известны их имена, кто затащил ее в свои «братские» объятия. Грецию, утверждаю, погубили свои доморощенные политики «иуды» и «геростраты». 

- …Рецепт спасения Греции?

- Уйти «в себя». Сосредоточиться, вспоминаю слова канцлера Горчакова: «…Россия сосредотачивается». …Греции необходимы свои «горчаковы», «трикуписы». Необходимо создавать рабочие места, а не гробить их! Сохранить греческое достоинство! Повернуться лицом к России. Греции нужны сегодня национальные руководители. Их, увы, нет.

- …Поговорим о греческой диаспоре России. Главные проблемы, приоритеты.

- Абсолютно идентичная ситуация. Необходима национальная политика и политики, создание единой и сплоченной мощной греческой структуры, которая будет руководствоваться, помимо девизов французской и греческих революций, еще одним постулатом: «Греки – единая сплоченная семья: братство и солидарность». …Прочитал одно из ваших интервью с выдающимся греком великим ученым академиком Георгием Ксандопуло, который сделал в этой жизни себя сам: «Нам, грекам, есть на какие примеры равняться». Нам необходимо терпеливо и с любовью взращивать своих «Димитриади», «Сарианиди», «Кессиди», «Ксандопуло». Это и должно стать нашей великой греческой идеей, помимо возвращения в родное лоно греческого языка и культуры, нам необходимо прививать нашей молодежи, быть для нее достойным примером, образцы культуры общения, высоких истин. ...Пусть наша молодежь осознает, что быть греками – это жить высокими истинами. Мы должны излечиться от бесконечной «шизофрении» дрязг – это и есть, на самом деле, самое страшное предательство наших национальных интересов – невыполнение греческими руководителями всех уровней своих прямых обязанностей.

- …О нашем Российском Отечестве.

- Для меня, педагога с огромным стажем, самое страшное – это катастрофическое падение качества и престижа высшего образования. Сегодняшние студенты не хотят знаний, они хотят получить дипломы. Огромная часть выпускников вузов работает не по профессии. Остается только догадываться, насколько будут полезны стране эти горе специалисты с высшим образованием. Деньги, к сожалению, сегодня заслонили все: все приличия и совесть. Ведь отсутствие профессионалов, это, собственно, уже не является тайной, ощущается в России на всех управленческих уровнях. Отсутствие профессионалов и морали. Сегодняшние доктора и кандидаты наук не идут ни в какое сравнение с советскими! Школа, профессиональное образование, вузы. На всех уровнях африканское мздоимство. Остается только удивляться, как мы из самой образованной нации превратились в одну из самых безкультурных.  Кругом одна «пивная» матершина.

…Меня, уверяю вас, волнует, кем в жизни станут мои студенты – полезными нашей российской родине профессионалами высочайшего класса или ее серым никчемным проклятием, «митрофанами», балластом – ведь это будет так же и браком моей работы.

…Я не идеализирую западные демократии, но, все же, куда мы так докатимся?  …Хочу видеть Россию и Грецию, братские единоверные страны, процветающими государствами.

 Константин Шотиди. «Исповедь на заданную тему».

Размышления ветерана нашего движения о Первом историческом съезде греков Советского Союза в Геленджике. Греческое национально-культурное движение в Советском Союзе: люди, события, факты. …С той поры минуло более 20 лет.

В нашем разговоре, вы обратили на это внимание, главной его темой стало, как нам вновь вернуться к идеалам «свободы, равенства и братства» и не допустить в наших патриотических отношениях «директорий», «термидоров», «18-х брюмера».

23 октября 2012 года нашему заслуженному соотечественнику ветерану греческого движения профессору Константиносу Шотидису исполняется 70 лет.

Мы, сотни греков из пространства бывшего Советского Союза и греческого Зарубежья, многие наши континентальные соотечественники, поздравим в этот день его с юбилейной датой и пожелаем, наряду со здоровьем, оптимизмом, успехов в его очень важной педагогической деятельности, еще долгие годы не выходить из «греческого строя».

С днем рождения, соотечественник!  Χρόνια πολλά, συμπατριώτε!

Никос Сидиропулос. Россия. Москва.

Νίκος Σιδηρόπουλος. Ρωσία. Μόσχα.