Πέμπτη, 15 Μαρτίου 2012

ΘΕΟΧΑΡΗΣ ΚΕΣΣΙΔΗΣ ФЕОХАРИС КЕССИДИС (13.03.1920 – 23.12.2009)


13 марта – день рождения великого грека Феохариса Кессиди

ΘΕΟΧΑΡΗΣ  ΚΕΣΣΙΔΗΣ (13.03.1920 – 23.12.2009)

ΜΕΓΑΛΟΣ  ΕΛΛΗΝΑΣ  ΚΑΙ  ΠΟΛΙΤΗΣ

«…Он честно выполнил свой долг,

распространяя по свету эллинскую мудрость и свободу»

«Я знаю, что ничего не знаю…
О том, что такое добродетель, я ничего не знаю…
И все-таки я хочу вместе с тобой
Поразмыслить и понять, что она такое».
Сократ

«Ένα ξέρω, ότι τίποτα δεν ξέρω...
Τι είναι αρετή, δεν ξέρω... Και μ’όλα ταύτα
Επιθυμώ μαζί με σένα να σκεφτώ και να
Καταλάβω τι είναι η αρετή».

Ο Σωκράτης στον πλατωνικό Μένωνα 80 Δ



ФЕОХАРИС КЕССИДИС. ВЫДАЮЩИЙСЯ ФИЛОСОФ И МЫСЛИТЕЛЬ.

ВЕЛИКИЙ ГРЕК И ГРАЖДАНИН.

Он был абсолютно свободным человеком – гражданином России, Эллады, Вселенной

 23 декабря 2009 года, чуть более двух лет назад, в канун Рождества в Афинах завершилась земная часть жизни нашего великого соотечественника выдающегося мыслителя, патриарха мысли греков России и постсоветского пространства, Греческого мира  академика философа Феохариса Харлампиевича Кессиди.

Великий Ученый и Гражданин, философ и мыслитель Ф.Х.Кессиди.

КЕССИДИ Ф.Х. Русский философ, в 1992 году переселился на историческую родину в Грецию. Мировой классик исследования древнегреческой философии, впервые в антиковедении раскрыл «механизм» эволюции греческой философии. Создатель этнопсихологической концепции философии истории, первооткрыватель и исследователь философии истории Фукидида.

«В истории нет ни  предопределенности, ни произвола.

Свобода – бесспорное благо, пока она не перешла в своеволие.

…Недостижимость идеала (должного) не означает никчемность… стремления к нему… Далекие звезды в небе недостижимы, но это не мешает мореплавателям ориентироваться по ним». (Ф.Кессиди).

Наш великий соотечественник оставил нам после себя фундаментальные труды по древнегреческой философии, публицистику о том «как нам не потерять Элладу и Россию»,  исследования, посвященные своему народу - грекам Советского Союза и эллино-понтийцам данного пространства. …Наш патриарх Мысли.

23 декабря 2011 года. В этот день сотни греков родом из Советского Союза, его многочисленные коллеги и ученики обязательно хотя бы на несколько мгновений вернут к своей памяти образ академика философа Феохариса Кессиди – их учителя, соотечественника, товарища-коллеги, олицетворяющего для всех нас такие  категории, как «Мудрость», «Честь», «Быть гражданином», «Быть Греком».

Феохарис Кессидис. Его отличали мощная внутренняя свобода, дар убеждения, сила воли, которые не дозволяли ему в своих трудах, поступках и словах идти на компромиссы с окружающей его действительностью, погрязшей в лицемерии и этих самых «компромиссах». Бескомпромиссный. Ασυμβίβαστος. Доносящий своим Логосом-Словом до внимания своих учеников в эпоху Сталина-Хрущева-Брежнева через достижения, полет мысли  греческой античности, насколько химеричны для Мысли идеологические оковы советского мифотворчества о всеобщем процветании и рае земном. Великий Гражданин России и Эллады, всей человеческой Ойкумены.

Человек жив, пока жива память о нем. Пока согражданами, соотечественниками, профессиональным цехом востребованы его труды, мысли, слова, поступки.

Память о нем останется навсегда в истории философской мысли – в разделе «древнегреческая философия». Феохарис Кессидис. Апология Учителю.

Феохарис Кессиди. Выдающийся мыслитель. Патриарх Мысли греков России и постсоветского пространства, Греческого мира. Окидывая своим взором античное прошлое нашего великого народа, развивая идеи своих величайших античных соплеменников Аристотеля и Сократа, Гераклита  и Платона он мечтал, был наполнен надеждой, об идеальном устройстве «города и мира» - обществе  свободных граждан. О государстве, построенном на идеалах справедливости. Главные ценности по философу Кессиди – свобода, стремление человека к высоким истинам и идеалам.

…Минуло два года, как его нет с нами. Истина «Подлинный масштаб человека определяется уже после его ухода», время и история расставят все по своим местам, не применима к нему – выдающемуся мыслителю, патриарху Мысли Феохарису Кессиди.

Масштабы его Личности, мощь его интеллекта ни у кого не вызывала сомнения, кто бы эти люди не были: ученики и благодарные соотечественники, недоброжелатели.

 Для сотен тысяч греков во всем мире и, особенно, из постсоветского пространства. он стал «дорожной картой» их мыслей и поступков - к чему стремиться, «что есть Истина», «Достойно есть». Девизом его жизни можно  назвать «Жить не во лжи».

…Сегодняшние серые будни нашей матери отчизны Эллады. Мрачные реалии жизни, ворвавшиеся разрушительным ураганом к простым гражданам Греции, ставших заложниками  политики компрадорских греческих политических элит. Отсутствие какой-либо веры и надежды на лучшее  завтра. Как и после Гражданской войны 1946-1949 годов и после прихода к власти в стране военной хунты в 1967 году Грецию покидают ее граждане – в поисках счастья в далеких от греческих берегов странах, чтобы решать повседневные заботы о хлебе насущном, стать подспорьем своим близким. Все возвращается на круги своя.  Греческий экономический кризис, которому  сопутствует духовный кризис греческого общества – потеря им нравственных идеалов, какого-либо маломальского доверия к государственным институтам. 

Глядя на сегодняшние греческие реалии, возвращаю к памяти отрывки из наших многочисленных встреч-разговоров с академиком Кессиди. Он все это предвидел 5-10 лет назад. «…Греция, греки живут не по средствам, не по заслугам, это очевидно каждому мыслящему человеку, не обязательно интересующемуся экономикой или профессионально ею занимающемуся. Когда-то, в очень скором времени, этот «мыльный пузырь» экономического благополучия, погружения во все « достижения» западного общества потребления, глобализации обернется пшиком, если не катастрофой. …Мне совершенно не понятна логика этого благополучия. Непонятны принципы формирования греческой политической и управленческой элиты. Свояк тянет свояка. Талантливым молодым людям все трудней сделать карьеру на родине, они вынуждены ее покидать. Отсутствует ощущение справедливости. То есть, все эти «кадры», которые ежедневно важно «надуваются», на самом деле, реально не представляют профессиональную и интеллектуальную элиту страны. Непомерно раздутый контингент государственных служащих – у греков последние десятилетия обнаружился феномен попасть любыми путями в чиновники, которые все в гарантиях и благах, целыми днями бездельничают и пьют кофе. …Это и есть предательство национальных интересов! …Непрофессионализм многих министров – партийных назначенцев. Абсурдность министерской чехарды. Сегодня министр обороны, а завтра министр образования. …Бездарная иммиграционная политика греческих правительств – «албанизация» греческого общества. Эти премьеры, министры и депутаты, вижу, совершенно  не понимают, какого гремучего джина они загоняют в бутылку. Чем угодно, но только не национальными интересами страны они руководствуются».

Мыслитель Кессиди, как и его великий античный соотечественник Аристотель, ратовал за справедливое устройство общества.  Чтобы находящиеся у власти служили народу, но не проявляли наглости и корыстолюбия. …Феохарису Кессиди было что сказать льстецам и лицемерам, российским и греческим «молчалиным», являющимся продуктивной средой для воспроизводства «культов и культиков личности» - радетелей «добровольного рабства, отречения от своего «я», свободы совести, чувства долга». Только одно его присутствие на наших греческих форумах «затыкало» бы рот нашим доморощенным апологетам «низкопоклонства».

«Культ личности» как уродливое, иррациональное, враждебное разуму и совести явление может существовать только в атмосфере им же созданной ненормальной идейной и политической жизни» (Ф.Кессиди, «Идеи и люди», Феномен культа личности).

Об идеях и людях

- Так почему же, Феохарис Харлампиевич, великая идея «всеобщего счастья и равенства» потерпела сокрушительное фиаско в отдельно взятой стране, Советском Союзе, а так же и во многих других, вставших под эти знамена, государствах?

- Потому что, уважаемый соотечественник, данная идея насаждалась силой («диктатура пролетариата») и, несмотря на кажущуюся привлекательность этого проекта «всеобщего рая на земле», не могла быть осуществимой на практике.

- Прямо-таки по Достоевскому:

 «А стоит ли счастье всего мира одной слезы  замученного ребенка».

- На «весах» этого великого эксперимента миллионы жизней, безмерный океан человеческих страданий, десятки миллионов перекореженных человеческих судеб.

О государственных деятелях и политиках

- В государственных делах многое зависит от «роли личности в истории» - насколько харизматичен политик. …Является ли он национальным лидером.   

- …Как-то в разговоре с одним из заместителей министра просвещения Греции, которая разговаривала со мной как с каким-то крестьянином, говорила избитые до банальности вещи, мне пришлось прочитать ей лекцию о правилах хорошего тона и, завершив свой речитатив, уйти от этого так называемого руководителя греческого просвещения. Мне пришлось ей сказать: «Уважаемая, я профессор, о чем вы мне говорите?». …Вот вам уровень, на этом примере, ментальности государственной управленческой элиты, поставленной государством «на просвещение», «на культуру» и т.д.

- Мне, уважаемый Феохарис Харлампиевич, продолжая тему непонимания вами, как один педагог может читать лекции по истории и биологии, так же непонятно, как  тот же человек может «командовать» обороной страны, а затем культурой и образованием. 

- Хочу обратить твое внимание на принципиальных различиях в трактовке категорий «политик» и «государственный деятель». У политиков, по большей части, присутствуют узко классовые интересы – как удержаться у власти. Эгоцентричные личные и групповые партийные интересы. Государственный же деятель живет интересами всей страны, всей нации, всех классов, всех слоев общества. …В Европе таким государственным деятелем был канцлер Федеративной Республики Германия Конрад Аденауэр. В 76 лет его сделали премьер-министром. …Президент Франции де Голль. Премьер Индии Дж. Неру. Это государственные деятели такого масштаба, как Бисмарк. …А эти, вы их ежедневно видите по телевизору, политики, решают главную для них задачу – как бы подольше удержаться у власти.  

- …Сегодняшние выступления молодежи.

- Вот я и сотни тысяч граждан Греции ждем от руководителей Греции шагов не политиков, а государственных и национальных руководителей, лидеров. …Они, как мне кажется, не совсем хорошо понимают, что их бездействие вызывает в обществе вопросы об их полной профессиональной непригодности – «смены караула».    

«…Бедная несчастная моя Греция» (Джордж Байрон).

Страну трясет мировой и «греческий» экономический кризис, обернувшийся кризисом политическим и духовным, безверием, психологическим надломом и опустошением в сознании большей части ее граждан, падением до отметки «плинтуса» авторитета институтов власти, наиболее видные представители которой сегодня и в недавнем прошлом выслушивают в свой адрес от тысяч своих соотечественников самые нелицеприятные слова из суровой нормативной и ненормативной греческой лексики.

Именно до их «барского» слуха академик Кессиди своим набатным словом доносил, куда эти «доброхоты», амбиции которых явно не соответствовали их амуниции, доведут нашу греческую Отчизну.  В политике и экономике нельзя полагаться на «мифы», незаслуженные блага, которые обернутся горькими утраченными иллюзиями, возвращением к «стартовой» позиции «разбитому корыту». Где эти «ребята» получали свое образование? Почему стало возможным в Элладе (да и в России) торжество громоздкой, прожорливой и беспринципной бюрократии – раковой опухоли на теле государства, неподъемной ноши на горбу простого трудящегося человека. 

 «…Академик Кессиди был нашим голосом правды и совести».

Он был нетерпим к лицемерию и лести, глупости и чванству, мелкотемью и хамству. Все вещи в этой жизни Феохарис Кессиди называл их подлинными именами. Его отличали прямота и бесстрашие, простота, ироничность, щедрость души – качества, унаследованные им от своих предков из трапезундской Санты – наших понтийских спартанцев. Он мог быть добродетельным к чистым людям. Мутных людей,  лицемерных «мутантов», будь они простыми крестьянами и министрами, его слово обращало в паническое «бегство» - правда от Кессиди в противостоянии с ложью была «на ты», била наотмашь. …Его отличали простота и народность.  

Главное – это Правда и Честь. Они должны побеждать ложь и подлость.  

Мысли нашего соотечественника философа Феохариса Кессиди простирались

 «От Логоса к мысли» античности к «Идеям и мыслям» о положении вещей в греческом и российском общественно-политическом пространстве. Честные и, порой, нелицеприятные оценки. Пронзительные по своей философской глубине и гражданскому открытости мысли - призыв к каждому землянину решить для себя главный вопрос вопросов о смысле жизни. Вернуть своему народу, к примеру, национальное достоинство!

Прочитав книгу Ф.Х.Кессиди «Исторические судьбы и национально-культурные проблемы эллинопонтийцев бывшего СССР», многие из нас и не только родившиеся в Сибири и казахстанских степной глубинке, осознали в полной мере масштаб трагедии, происшедшей с греками Советского Союза в 1930-1940-х годах. Репрессии. Депортации.

  Культурно-исторический геноцид советских греков – это, помимо тягот военного времени, лишений для всех народов СССР, «тяжелый моральный урон и правовые ограничения, унижение национального достоинства и нанесение материального ущерба в результате депортации и геноцида в собственном смысле слова. Мы, поколение 1940-1960-х годов, выросшие без наших дедов, загубленных в сталинских казематах НКВД, осознали в полной мере весь масштаб культурно-психологической катастрофы нашего народа, после общения с ним, прочтения его книг, публицистических статей, интервью философа Кессиди греческим СМИ. Часто, как и многие наши соотечественники, жаждущие греческого будущего некогда для советских греков, а ныне для постсоветских, задумываюсь о том, почему так трагически затянулось возвращение в греческое лоно греков России и постсоветского пространства. О причинах нашей разобщенности. О том, почему, многие наши благие начинания оборачиваются «паровозным свистком». Потому, что неискренни во взаимоотношениях друг с другом. Потому, что «стесняемся» белое назвать белым, черное черным, а бред «сивой кобылы» бредом «сивой кобылы». Так чего нам всем не хватает? Человеческих качеств и принципов нашего патриарха Мысли, его бесстрашия и морального права быть таким! Хочется подлинных идей и мыслей, которые, гнев греческих богов, покинули нас.

2011 год – год 20-летия исторического 1-го Учредительного съезда греков СССР, прошедшего 29-31 марта 1991 года в Геленджике. Философ Кессиди был приглашен на съезд в качестве почетного гостя, но не был в числе выступающих на этом форуме. Данный факт достоин огромного сожаления. По моему глубокому убеждению, на тот период у нас было два человека, которые должны были, имели на это полное моральное право,  открывать этот исторический греческий съезд. Дирижер Одиссей Димитриади и имеющий очевидные заслуги перед нашим народом ученый философ Феохарис Кессиди.    

…Находясь на греческих съездах в России и на пространстве былого СССР и, ранее, Понтийского и Всемирного эллинизма, после под одну копирку выступлений «партийных функционеров», записных патриотов нашего народа, всегда хотелось увидеть на трибуне философа Кессиди – его «удары по штабам» всемирной САЕ и Понтийской бюрократии, последняя им называлась «историческим анахронизмом». «Нам не нужны никакие секции эллинизма. Другой вопрос – заниматься на научном или социальном уровне проблемами эллино-понтийцев из бывшего СССР. Задачу международного признания геноцида греков малоазийского Понта необходимо продвигать Греческому государству на всех мировых и европейских общественно-политических площадках. Оно же этого не делает во имя «геополитических интересов». Так, трагедия греков Понта стала разменной монетой, жертвой некой внешнеполитической доктрины. Осталась дата памяти 19 мая, которую эти ребята, была бы их воля, прикрыли без какой-либо «краски» на лице.  …Объединяют ли памятные даты здешние понтийские федерации и общества? Нет, складывается впечатление, вспоминаются слова Черчилля, сказанные им про советских вождей, что эти ребята что-то там делят, как бульдоги, под ковром. …Вы задумывались над тем, зачем репатриантам такое количество обществ? Затем, чтобы местной, региональной и федеральной власти, которые настороженно относятся к понтийцам, было наиболее комфортно разъединять и сталкивать лбами этих горе председателей. …За 20 лет, что проживают греки из Советского Союза здесь, ими не делегировано в парламент страны ни одного депутата, ни одного серьезного политика и обладающего фундаментальным авторитетом общественно-политического деятеля. Причины очевидны. В этой среде кадровый застой, одни и те же лица, которые уже никогда к финишу не придут первыми. …Другой вопрос. Если бы две главные политические силы Греции на самом деле интересовались проблемами 200 тысяч репатриантов, то в качестве жеста доброй воли, каждая из них ввела бы в большую греческую политику по одному наиболее подготовленному и презентабельному представителю из этой среды. Чтобы они адресно занимались данным срезом греческого общества, его адаптацией и интеграцией. Факты, к сожалению, нам говорят об обратном. …Пустые декларации.  Лицемерие и обман».   

…Фарисеи греческой политики, приведшие Элладу к катастрофе, щегольски нарядились сегодня в одежды спасителей нашего греческого Отечества. «…Бедная моя Греция». 

Феохарис Кессиди приглашал (и призывает!) нас задуматься, «кто мы и откуда?»,  «почему все это с нашим народом случилось?». Приглашает к разговору о судьбе нашего народа и Греческого отечества. Есть ли у нас право на завтрашний день?

Абсолютное число из нас так и осознало огромную потерю для нашего движения, для нашего народа его отсутствия. Будь он рядом с нами, мы избежали многих ошибок и отступлений от верного пути, несуразностей в наших патриотических отношениях.

Одно бы его присутствие рядом смогло принести нам огромную пользу.

Будь он в России, то, убежден, мы бы воссоздали структуру Национальный Совет, в котором постоянными пожизненными ареопагитами были: выдающийся мыслитель Феохарис Кессиди, великий ученый химик академик Георгий Ксандопуло, легендарный археолог Виктор Сарианиди, ученый экономист, известный российский общественно-политический деятель первый мэр столицы СССР и России Гавриил Попов. Уверен, вердикт наших греческих глыб, Высшего арбитражного суда Греческого мира (Суда Чести), никто не подвергал бы сомнению и принимался сторонами спора к исполнению. 

Будь это так, мы не прошли бы «мимо» Указа о реабилитации президента России. Мы бы оперативно симметрично отвечали на все приходящие вызовы Греческому миру.

…Так почему этого не было сделано? Уверен, что вопрос не в наличии в наших рядах некой «пятой колонны». Вопрос до банальности совершенно в другом. В нежелании наших греческих лидеров последних 15 лет признавать чье-либо над собой верховенство.

Мы не смогли наши общие национальные интересы поставить во главу закона. Сформулировать наши «законы Солона». Сформулировать четко и ясно, почему каждый грек должен говорить по-гречески, быть добродетельным православным христианином, почему мы, ради нашего общего блага, должны быть дружными и сплоченными – все это, в конечном случае, для того же авторитета греков в общественно-политическом пространстве России. Чтобы у самодура министра с сомнительной репутацией не могла по определению появиться мысль о произволе по отношению к нашему достойнейшему соотечественнику. Чтобы греков депутатов в Госдуме было не менее 2-3 человек.

Чтобы в Общественном Совете при президенте, премьере был обязательно наш достойнейший соотечественник. Вот, когда наш авторитет в этой стране будет, на самом деле, высок, то отбоя от таких предложений будет несть числа. Мы должны готовить свои греческие национальные кадры: местных и региональных депутатов, высочайшей квалификации юристов и экономистов, помогать всем ресурсом   талантливым представителям нашей творческой молодежи.

Многое, если не все, зависит только от нас. К этому, быть хозяевами собственной судьбы, нас призывал наш патриарх Мысли Феохарис Кессидис. Быть ответственным за положение вещей в среде твоего народа. Быть греком – это вам, батенька, не «два прихлопа - три притопа». Это с юмором и достаточно убедительно продекларировано в известном фильме одним из его героев. Носители греческих фамилий Григориадис (был такой депутат – по анкете писался русским), Асланидис, Саввидис,  Константинидис, Захариадис, Димитриадис, Хронопулос, Георгиадис не должны писаться русскими и «безродными космополитами»! Потому что это, согласитесь, никуда не годится! Не хочешь быть греком, напишись Быстровым, Львовым, Савельевым, Костиным и т.п.

Результаты последней переписи населения в России октября 2010 года вывели, что греков отныне в России проживает не 98 тысяч, такие данные вывела перепись населения 2002 года, а уже на 13 тысяч меньше. Что это? Реальная цифра? Или тема греческого коллаборационизма в действии?  Откуда эта беда, нежелание быть греком, пришла к нам? Это последствия сталинского культурно-исторического геноцида по отношению к нашему народу. Быть греками, выделенными сталинщиной в отдельную «Греческую операцию НКВД», было в 1930-1950-е гг. не только опасно для жизни, но и впоследствии накладно в более позднее брежневское время. «Культурно-исторический геноцид и выселение греков с берегов Черноморья нанесли всем советским грекам не только материальный, но – что особенно важно – и моральный ущерб: прежде всего вселили в них неуверенность в своем будущем. Этот моральный урон, дававший о себе знать и во времена брежневского застоя, не изгладился и поныне» (Ф.Х.Кессиди. «Исторические судьбы и национально-культурные проблемы эллинопонтийцев бывшего СССР»,  с.79, Москва. 1997).

…Духовное наследие величайшего мыслителя Кессиди

В статьях моих о нашем великом соотечественнике, вы их так же можете прочитать, приводятся мысли о нем многих его коллег, соотечественников, близких людей. Все эти мысли о философе Кессиди самоценны только потому, что каждое слово о нем чистейшая правда! Нельзя говорить о нем не искренне. Почему? Потому что она будет шита белыми нитками. Об этом человеке надо либо говорить правду, либо вообще ничего не говорить.

Верю, что когда-нибудь соберемся с силами и мыслями, чтобы написать всем вместе нашу исповедальную книгу о нем. Сказать, как нам всем его не хватает. Почему, к примеру, не сподобились снять фильм о нем. Документальную ленту, в которой он говорит о всей своей жизни – от босоного сантинского детства до 17 лет в Греции. Личность Кессиди подвигает многих из нас быть насколько это возможно честными. У меня сложное отношение к режиссеру Христофору Триандафилову, но я ему благодарен (как и тысячи наших соотечественников) за прекрасный фильм о великом маэстро Одиссее Димитриади.

Все годы, что знал Феохариса Харлампиевича, хотелось вернуть его внимание к острой драматургии истории защиты его кандидатской диссертации. В его кандидатской подверглась обструкции трактовка учения Гераклита Эфеского известным антиковедом, профессором Михаилом Дынником. Перспективы защиты стали никакими, так как профессор был заведующим кафедры истории и, соответственно, работа Феохариса Кессиди была там «успешно» провалена. В срок к защите она не была допущена. Никто из коллег не рискнул записаться, как это предусматривается процедурой подобного рода, в официальные оппоненты, дабы не попасть в «черный список» профессора М.Дынника. Нашему соотечественнику послужил подспорьем только что вышедший труд вождя Иосифа Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», где критиковался «аракчеевский режим в науке». Феохарис Кессиди пишет письмо на адрес ЦК Партии и «лично тов. Сталину» с просьбой разобраться в ситуации с защитой его кандидатской и поручить руководству факультета назначить оппонентов для процедуры ее защиты. Вместо положенных двух оппонентов ему назначили трех. Аудитория, где проходила защита, была переполненной! Отсутствие в зале профессора Дынника было расценено присутствующими, как признание им своего поражения. Работа соискателя была единогласно признана достойной степени кандидата наук.

- Испытывали ли вы, Феохарис Харлампиевич, какие-либо иллюзии по поводу «отца всех народов», обращаясь к нему за справедливостью?

- Иллюзий никаких не было. Уже тогда у меня не было сомнений в фарисействе вождя.      

Память о нем:

- Возрожденные «Аристотелевские чтения» - научно-практическая конференция, посвященная проблемам древнегреческой философии. «Аристотелевские чтения», творцом и духовным вдохновителем которых в 1970-1980-х гг. был Ф.Х.Кессиди.

Эстафетную палочку из его рук приняли его ученик декан философского факультета Ростовского университета (ЮФУ) профессор Геннадий Драч, соотечественник и земляк российский политик, лидер греков России Иван Саввиди.  

- Изданные и переведенные на десятки языков мира труды академика Кессиди.

Ждет своего издания последний его труд «Воспоминания. В стране Советов».

- Создание в Москве музея-квартиры великого русского философа эллина Кессиди.             Данная инициатива принадлежит его коллегам -  Институту философии РАН.

- Мемориальный музей-квартира в греческой Прохома-Санте. Уверен, для сотен тысяч  греков из  былого СССР это место станет греческой «Ясной Поляной».

 «Слово об Учителе» — Драч Г.В., д.ф.н., проф., декан факультета философии и культурологии ЮФУ, заслуженный деятеля науки РФ (Ростов-на-Дону).

«…Выделяя особый вклад, который внесли древние греки в Европейскую культуру и философию, он сохранил беспристрастный и проницательный взгляд на историческое развитие человеческого интеллекта. В нем как-то очень органично объединялись человеческая увлеченность, эмоциональная отзывчивость и научная объективность. Он никогда не был равнодушен к тому, о чем говорил и писал, слушать его лекции было особым удовольствием. Видимо потому, что культурное развитие, прошлое и будущее человечества были ему также интересны, как и окружающие его люди. Его собеседником, как у Сократа, мог стать каждый. Это были люди и из сильных мира сего и из его родного села. Все они были достойны оценки с позиций истины и справедливости. …Основные темы его антиковедческих штудий — Античность и современность, античная культура и философия, значение античной философии для современного человека — навсегда войдут в золотой фонд отечественной и мировой философии».



… Сельское кладбище в Прохома-Санте - пригороде северной греческой столицы Фессалоники. Последнее земное пристанище патриарха Мысли греков из пространства бывшего Советского Союза великого философа Феохариса Кессиди.  

…Многие из нас прочитали с интересом воспоминания о Ф.Кессиди его младшего брата руководителя русско-греческого клуба им. Д.Бенардаки в С-Петербурге Иордана Кессиди.

Иордану Кессиди совсем скоро, 24 марта 2012 года, исполнится 80 лет.

«Самым ярким и образцовым жизненным примером для меня был (и есть!) мой старший брат Феохар. Меня всегда восхищало в нем глубина мысли, его выдающегося философа антиковеда гражданские качества. Он ведь, на самом деле, для многих наших соотечественников был их «дорожной картой». Знания в этой жизни определяют все. Жить по совести, по правде, называть все вещи своими именами, быть достойными наших великих предков». …Разговор с младшим братом академика Кессиди Ахиллесом Кессиди. «Все мы, наша семья и Ольга Николаевна, хотели бы еще раз поблагодарить всех тех, кто помнит о Нем, кто бескорыстно помогал по созданию памятника. …Приглашаем посетить мемориальный музей-квартиру у нас в Прохома».  

На памятнике выгравированы слова.

 «ПРОХОЖИЙ! ПОВЕДАЙ ЭЛЛИНАМ И НАРОДАМ БЫЛОГО СССР, ЧТО ЧЕЛОВЕК, ПРАХ КОТОРОГО ПОКОИТСЯ ЗДЕСЬ, ЧЕСТНО ВЫПОЛНИЛ СВОЙ ДОЛГ, РАСПРОСТРАНЯЯ ПО СВЕТУ ЭЛЛИНСКУЮ МУДРОСТЬ И СВОБОДУ». 

«ΦΙΛΟΣΟΦΟΣ, ΑΚΑΔΗΜΑΙΚΟΣ  ΚΕΣΣΙΔΗΣ Χ. ΘΕΟΧΑΡΗΣ . ΔΙΑΒΑΤΗ, ΠΕΣ ΣΤΟΥΣ ΕΛΛΗΝΕΣ ΚΑΙ ΣΤΟΥΣ ΛΑΟΥΣ ΤΗΣ ΠΡΩΗΝ ΣΟΒΙΕΤΙΚΗΣ ΕΝΩΣΗΣ ΟΤΙ Ο ΑΝΘΡΩΠΟΣ, ΠΟΥ ΕΝΘΑΔΕ ΚΕΙΤΑΙ ΕΚΠΛΗΡΩΣΕ ΤΙΜΙΑ ΤΟ ΧΡΕΟΣ ΤΟΥ. ΔΙΑΔΙΔΟΝΤΑΣ ΣΤΟΝ ΚΟΣΜΟ ΤΗΝ ΕΛΛΗΝΙΚΗ ΣΟΦΙΑ ΚΑΙ ΤΗΝ ΕΛΕΥΘΕΡΙΑ».

Величайший мыслитель современности Грек и Гражданин Феохарис Кессиди. 

…13 марта 2012 года Ему бы исполнилось 92 года.

Никос Сидиропулос. Россия. Москва.

Νίκος Σιδηρόπυλος. Ρωσία. Μόσχα.